Лифты в домах Елисеева. Виртуальный музей, часть 2

В первой части нашей виртуальной экскурсии мы «осмотрели» хрустальный лифт в доме мехового магната Мертенса. А в этом обзоре ознакомимся с его конкурентами – подъемниками купцов Елисеевых. Современники не могли определиться, какой из лифтов лучше.

Лифты в домах Елисеева

Исторические лифты в домах Елисеева

Григорий Елисеев – генеральный консул Дании, был предприимчивым и очень богатым, любил породистых коней и современный прогресс, помогающий ему в обогащении. В 1903 году на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы по его приказу возвели шикарный модерновый дом.

Как в своем жилище, так и в сдаваемых домах Елисеев заказал установку первых в Санкт-Петербурге пассажирских подъемников, на которых ездили его квартиросъемщики. Снимать квартиры в его доходных домах могли лишь люди очень обеспеченные, а их заставлять ждать не стоило.

Поэтому в здании на Набережной реки Фонтанки, 64 смонтировали первый в Российской империи большой подъемник, в котором могло ездить сразу несколько пассажиров. Спроектировал этот чудесный подъемник зять Елисеева архитектор Гавриил Барановский, что обеспечило ему пожизненный почет.

Дизайн просторного лифта для сдаваемого дома не отличался изысками, а вот кабина подъемника еще одного здания Елисеевых на улице Ломоносова, 14, построенного в 1892 году, соответствовала роскоши общего интерьера. Считают, что подъемное оборудование в здании было смонтировано в том же году.

Потому что на чертежах строения за предыдущий год подъемник в деталях прорисован. Этот лифт называют среди тех, что первыми появились в Питере, так как он функционировал благодаря паровой машине. От нее из подвального помещения к двигателю на последнем этаже тянулись канаты, по которым ездила кабина.

Домашний лифт для увеличения прибыли

Наличие подъемника делало доходные дома желанными для очень обеспеченных квартиросъемщиков, поэтому и другие владельцы стали их устанавливать. Так на Таврической улице, 5 и сегодня можно видеть круглую шахту от пассажирского подъемника в здании архитектора Хренова.

В начале 20 века он возводил строения в стилях эклектика, неоклассицизм и модерн. Последний из перечисленных стилей, по его мнению, более всего подходил для современного подъемного оборудования.

Лифт в Пассаже

Два шикарных пассажирских подъемника в больших кабинках с 1900 года возили купцов и дворян с покупками по торговому дому «Пассаж». Это делало шопинг по 64 магазинам более быстрым и приятным.

Покататься в исторических лифтах можно и сегодня, только в новых кабинках. Зато ездят они по прекрасно сохранившимся шахтам, декорированным кованными чугунными завитками и флористическими узорами.