Як не потрапити в халепу при купівлі ліфта. Поради фахівця

Тема проблемных лифтов у нас в стране очень популярна, то речь идет о «старичках», которые давно должны были заменить, а они все ездят и ломаются, то о страшных авариях, но редко кто поднимает вопросы о новых неработающих и ломающихся пассажирских подъемниках.

 

А ведь такие ситуации не редкость. Поэтому мы взяли интервью у монтажника лифтов Андрея, который уже 15 лет занимается установкой подъемного оборудования в Украине (последние 1,5 года он работает в Скандинавии).

 

– Андрей, скажите, к лифтам каких брендов нет претензий ни у заказчиков, ни у монтажников?

– К подъемникам так называемой «большой четверки» (Тиссен, Шиндлер, Коне, Отис) обычно никогда никаких вопросов нет. Их инженеры правильно выполняют расчеты, и 
комплектация поставляется полная. Есть и менее известные бренды, с которыми тоже нет никаких проблем, например, Wittur, LM МР, Movilift (но только не украинский). Может есть и другие, говорю только о тех, с которыми работал или получил информацию от монтажников, которым могу доверять.

 

– А какие вообще могут быть проблемы с новым лифтом?

– Проблемы могут быть очень разные… Допустим компания продала лифт, и смонтировала и
через какое-то время пропала (ушла с рынка, разорилась, директор уехал в другую страну и т. д.) И тут уже не важно хорошо или плохо они выполнили свою работу. Ведь в процессе эксплуатации подъемнику необходимы быстро изнашивающиеся материалы (ролики, вкладыши, кнопки и другие), а их нет. Либо ситуация еще хуже: во время первых пусков воды в доме прорывают трубы (что часто бывает), и затапливает лифты. При этом выходят из строя платы (электроника) в главной 
станции управления или в кабине. И все, финиш, взять запчастей негде.

 
Это чисто теоретически или такие ситуации были в Вашей практике?

– На украинском рынке мы сталкивались в двумя такими случаями. Это компании Sigma 
(ушла с рынка вместе с Януковичем) и Movilift (рассыпалась в 2018 году из-за не правильной организации труда). Если с лифтами Sigma проще, запчасти можно купить на китайских сайтах, то с Movilift достаточно сложно. Итальянцы в нашу страну продают оборудование только своему “партнеру”, который и продавал эти лифты в Украине. 
Иногда доходит до того, заказчики, владеющие достаточным количеством средств, готовы оплатить демонтаж этих лифтов и купить у нас что-то более распространенное.

 

Получается производители не мониторят и контролируют, как их партнеры и лифты работают в других странах?

– Малоизвестные, нет. Опять таки тут плюс “большой четверки”. Они международные корпорации, все что происходит в любой стране мира имеет многоступенчатый контроль, вплоть до главного 
офиса (Тисен – в Германии, Коне – в Финляндии, Отис – в США, Шиндлер – в Швейцарии).

 

То есть у этих гигантов проблем не случается?

– В принципе, нет. Хотя с Тиссен на уровне слухов я слышал одну историю. Он когда-то ушел с украинского рынка, не смог справиться с системой “откатов”, дилером стал Укрлифтсервис. В один «прекрасный» момент они умудрились продать левый лифт по немецкой цене и под немецким названием. Когда с ним начались проблемы, заказчик позвонил в Германию. Там были в 
шоке, у них в базе не было такого лифта. Поэтому дилерство забрали у этой компании. Но сейчас опять кто-то пытается продвигать лифты Тиссен в Украине. Но еще раз хочу сказать, точно не знаю, правдива ли эта история об Укрлифтсервис.

 

Понятно, а какие еще возникают проблемы с новыми пассажирскими подъемниками?

– Например, вам продают лифт с определенным названием, маркой и страной производителем, но это не соответствует действительности. Так Movilift в Украине сначала реально продавал итальянские лифты, но потом директор захотел зарабатывать больше. Его фирма стала большую половину лифта делать в Украине, а в Италии покупалась только кабина и комплект электроники. Потом у этого директора появился партнер, и итальянского в его лифтах практически ничего не осталось (иногда лебедка). Они электронику и кабины стали закупать в Турции, а все остальное делалось в Украине. Только приводы дверей покупались в Италии. Но это только создало дополнительные проблемы. Если привод ломается, запчастей не купишь (итальянцы до сих пор верят в официальные представительства и работают с одной компанией в стране), а турецкие приводы по крайней мере можно купить без вопросов.

 

– Вы лично сталкивались с такими «итальянскими» лифтами?

– Да, мы продали такой лифт заказчику. И теперь у нас масса проблемы.  Ситуация будто купил машину в салоне, но колеса, ручки на двери, пассажирские сидения ты должен купить сам и сам поставить…

А как с китайскими производителями? Сегодня много очень противоречивой информации о качестве их продукции.

– Если это брендовая продукция, то обычно проблем не возникает. Однако есть такой “производитель”, как компания Mizui. Она продает китайские лифты, у которых очень “сладкая” цена, поэтому продает много. Все было бы хорошо, если б не одно НО! Такого бренда в Китае нет! Я сам общался с несколькими производителями из Китая. Они никогда не слышали про такую компанию, а ведь там друг друга почти все знают (В Китае регулярно проходят встречи для всех производителей лифтовой отрасли на правительственном уровне).

 

У этих лифтов плохое качество? Если нет, дешевые, работают, может все и прекрасно?

– Я в принципе согласен, лифты вроде работаю (однако сбои есть и не известно, как они себя проявят через 5 – 10 лет). И еще один момент. Этот же продавец реализует в Украине Mitsubishi. Когда я это узнал, удивился и разозлился одновременно!!! Лифты данного бренда не продаются в Украине, как минимум из-за ценовой политики, это очень высококачественное и дорогое оборудование (чего только стоит их радиусный эскалатор, одно загляденье). Когда речь идет о продукции производителей “большой четверки”, смысл только в том, что если строится здание и нужен класс А+, то лифт там должен быть кого-нибудь из них, иначе этого класса не получить. В общем, это коррупция, но у этих брендов действительно очень крутая техника, с классной электроникой, в компаниях работаю очень серьезные инженеры и т. д. А тут человек просто клеит наклейки на свой «металлолом» и продает в 3 – 4 раза дороже себестоимости. Ладно заработок, но так разводить покупателей… Узнай про это в компании Mitsubishi, я думаю они были бы расстроены, мягко говоря.  

 

А каких производителей Вы совсем не рекомендуете, у кого действительно некачественные лифты?
 
– Все сложно с оборудованием из Турции. Я с недавнего времени с ними сталкиваюсь. Там очень много производителей, они занимаются массовым производством и предлагают широкий ассортимент, но! Все зависит от инженера. Его задача точно рассчитать параметры оборудования, если в расчетах будет ошибка, лифт смонтированный на их основании не будет работать или со сбоями. Два примера, с которым мне пришлось столкнуться.

  1. Не буду называть фирму, но она известна в Украине и топовая в Турции, поэтому лифт не дешевый. Мы установили все по чертежу, соблюдая заданные размеры и зазоры. Но при проверке лифт не смог заехать на первый этаж кабиной. Для устранения этой проблемы пришлось отрезать от рамы противовеса 20 см. Когда руководство обратилось к представителю турецкой компании с претензиями, никакой реакции не последовало.
  2. Потом у нас были лифты другой турецкой компании, более дешевые. Турки обещали отличное качество, но, когда дело дошло до монтажа, нам стало не понятно, есть ли у них инженер в принципе, это были лифтовые запчасти, запакованные в коробку, а не лифт.

 

Но Вы этот лифт установили? Он нормально работает?

 – Чтоб долго не рассказывать, подчеркну главное: когда подъемное оборудование плохое, но монтажник выше среднего уровня (имею в виду как установщиков, так и “политическую волю” директора фирмы, которая продает и монтирует лифт), то этот лифт можно сделать, и он будет работать. В таком случае, поддерживая реноме фирмы, руководитель выполняет обязательства перед заказчиками. Директору компании приходится платить больше монтажникам, чтобы они за счет своего профессионализма переделывали те части лифта, которые были неточно рассчитаны. А ведь за частую ради краткосрочной выгоды люди закрывают на все глаза, убегают, не берут трубку на звонки заказчиков и т. д.

 

– И в заключение, что Вы хотите посоветовать потенциальным заказчикам?

– Если вы покупаете лифт, в первую очередь важно понимать, кто вам его продает, то есть важен непосредственный подрядчик, его стабильность и ответственность, как он готов нести гарантийные обязательства. Ведь если вам не доделают лифт, и вы обратитесь к кому-то другому, вам предложат просто купить другой подъемник, а этот выкинуть. И насколько я знаю, в нашей стране бывают проблемы даже с официальными представительствами.

Поэтому, повторюсь, что важнее производителя только подрядчик, тот, кто продает, устанавливает и обслуживает оборудование. Он несет основную ответственность!